Заявление о принятии наследства

Чтобы получить возможность распоряжаться собственностью наследодателя, претенденты на нее обязаны пройти процедуру вступления в наследство. Ее первым этапом будет подача заявления о принятии наследства.

При помощи этого документа наследники выражают свое согласие принять собственность покойного. Рассмотрим, каковы требования к оформлению такого заявления и какие существуют его разновидности.

Виды заявления для принятия наследства

В статье № 1153 ГК РФ выделены две разновидности заявлений:

  1. О принятии наследства
  2. О получении правоустанавливающего документа.

Их можно объединить в одном бланке или разделить на два. Также допустимо написать их в разное время.

Помимо этого можно оформить отказ от наследства в пользу конкретных лиц или без перечисления оных. Если новые наследники не указаны, наследственная масса будет делиться между оставшимися.

О принятии наследства

Документ фиксирует право наследника на ценности, оставшиеся после покойного.

Заявление этого вида показывает, что претендент не пропустил определенный законодательством срок.

Наследственное дело заводится на основании этого документа.

О выдаче свидетельства о праве на наследование

Посредством такого заявления наследник просит выдать ему правоустанавливающий документ, который дает возможность оформить имущество как свою собственность. Получение бумаги может быть связано с большими расходами.

Мнение эксперта
Светлана Самойленко
Юрист по наследству
Задать мне вопрос
Заявление может быть написано, когда наследник будет к ним готов. Однако стоит помнить, что без оформления собственности на себя ее будет нельзя продать или совершить с ней другие манипуляции.

Как составить заявление о принятии наследства

Документ пишут от руки или оформляют в электронном виде, а потом распечатывают.

Он не должен содержать условий («я приму наследство только в том случае, если…»).

При составлении заявления следует указать:

  • ФИО сотрудника нотариальной организации и населенный пункт, в котором располагается фирма.
  • ФИО и адрес заявителя. Если это доверенное лицо, указывается ФИО и адрес наследника и основание представительства (реквизиты доверенности, свидетельство о рождении и др.).
  • Тип документа.
  • ФИО, адрес, дату кончины наследодателя.
  • Основания, на которых кандидат претендует на имущество.
  • Перечень иных наследников (ФИО, адрес).
  • Краткое описание ценностей, на которые претендует заявитель.
  • Иные обстоятельства, имеющие значение при переходе имущества.
  • Дата передачи документа и подпись заявителя.

Текущие наследники не имеют права написать общее заявление. Каждый кандидат на получение ценностей составляет свой собственный экземпляр.

По закону

Когда наследование производится по закону, соблюдается установленная очередь. Законом установлено 8 кругов. Права переходят к следующей очереди, если наследство не принято предыдущей.

К первому кругу относятся дети, муж или жена, родители умершего. При составлении заявления о вступлении в наследство нужно вписать не только свои данные, но и информацию об иных возможных претендентах.

Мнение эксперта
Светлана Самойленко
Юрист по наследству
Задать мне вопрос
Также в документе пишется степень родства между заявителем и покойным. Впоследствии родственную связь необходимо доказать документально.

По завещанию

Наличие заранее составленного распоряжения дает преимущество лицам, перечисленным в нем. Для подачи заявления потребуется оригинал документа. Если он не найден среди личных вещей покойного, потребуется обратиться к сотруднику нотариальной организации. Он получит информацию о существовании документа по единой базе и сообщит о его местонахождении.

Стоит помнить, что даже при наличии завещания есть лица, которым положена обязательная доля.

В их числе не имеющие возможность зарабатывать дети, мать, отец, а также иждивенцы покойного.

В качестве законного основания получения ценностей в заявлении пишут реквизиты завещания. Если есть иные наследники по завещанию или кандидаты на обязательную часть, их нужно перечислить.

Документы необходимые для вступления в наследство

После подачи заявления потенциальный наследник обязан собрать пакет бумаг.

В него входят:

  1. Свидетельство о смерти бывшего собственника ценностей. Его можно запросить в ЗАГСе.
  2. Выписка с последним адресом регистрации покойного.
  3. Паспорт кандидата.
  4. Документы, доказывающие наличие родственной связи (если переход имущества производится по закону).
  5. Завещание (если оно имеется).
  6. Документы на наследуемые материальные ценности (договор купли-продажи и др.).
  7. Подтверждение уплаты госпошлины.
  8. Справка об определении стоимости наследуемых объектов.

В зависимости от разных обстоятельств могут потребоваться и иные документы.

Образец заявления

Ниже показан образец заявления нотариусу на вступление в наследство после смерти бывшего обладателя собственности.

заявление на вступление в наследство после смерти образец

Скачать заявление о принятии наследства

Способы подачи заявления нотариусу

Открытие дела может производиться по месту, где был зарегистрирован наследодатель перед смертью, или по местонахождению его собственности (недвижимости или самого дорогого имущества).

Документ можно передать сотруднику нотариальной организации по адресу открытия наследства разными способами:

  • Принести лично. При посещении потребуется паспорт.
  • Переслать по почте. При этом подпись потребуется заверить в нотариальной конторе. Письмо должно быть заказным с описью вложения и с уведомлением о вручении.
  • Через представителя. Для этого потребуется оформить доверенность. Документ может быть составлен совершеннолетней полностью дееспособной личностью на такое же лицо. Такую доверенность можно в любой момент отозвать. Действия, совершенные бывшим представителем после отзыва документа, будут считаться незаконными. Родителям несовершеннолетних и опекунам (попечителям) недееспособных граждан доверенность не нужна.
Мнение эксперта
Светлана Самойленко
Юрист по наследству
Задать мне вопрос
Если нотариус отказывается принимать заявление, заинтересованная сторона может обратиться в суд.

В какой срок нужно подать заявление о принятии наследства

Какой бы вариант подачи не выбрал наследник, документ требуется передать в срок. Следуя статье №1154 ГК РФ, для изначальных претендентов это полгода с даты кончины наследодателя (фактической или установленной судом).

Для тех, кто получил право после отказа предыдущих наследников, это 6 месяцев с момента его получения. Последующим очередям добавляется еще 3 месяца.

Пропущенные сроки можно восстановить путем обращения в суд. Однако требуется, чтобы причины их пропуска были уважительными.

К таковым основаниям относятся:

  1. Незнание наследника о кончине наследодателя или о существовании имущества.
  2. Недееспособность претендента.
  3. Умышленное сокрытие правды от наследника иными лицами.
  4. Неграмотность (неумение читать и писать).
  5. Болезнь.
  6. Военная служба.
  7. Отбывание срока в тюрьме.
  8. Иные основания. Иск можно подавать и при наличии не указанных в перечне причин. Суд сам установит, уважительно ли данное основание.
Мнение эксперта
Светлана Самойленко
Юрист по наследству
Задать мне вопрос
Возможно досудебное решение проблемы, если иные наследники согласны, что новый претендент имеет право на имущество. При положительном решении вопроса другим претендентам придется получать новые свидетельства, поскольку их доля уменьшится.

Расходы наследника на подачу заявления

За передачу заявления потребуется заплатить 100 рублей. Для получения правоустанавливающего документа придется заплатить государственную пошлину. Ее размер определен статьей № 333.24 Налогового Кодекса РФ:

  • Для близких родственников она составляет 0,3% от стоимости принимаемых материальных ценностей. Сумма не может превышать 100 тысяч рублей.
  • Для всех остальных пошлина равняется 0,6% от стоимости имущества. Сумма не должна быть более 1 миллиона.

Если в данный момент нет возможности оплатить пошлину, правоустанавливающий документ не обязательно получать сразу. Также можно запросить бумагу лишь на один объект наследования (например, только на автомобиль).

Причиной дополнительных расходов при получении имущества станет необходимость оценки его стоимости. Тарифы на ее проведение различаются в зависимости от региона, оцениваемого объекта и конкретной организации. В среднем процедура будет стоить около 3 000 рублей.

Если при составлении документа у нотариуса пользоваться услугами правового и технического характера, потребуется дополнительная оплата в соответствии с установленными тарифами.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ВамНаследство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.